В «Газпроме» и, похоже, уже и в Евросоюзе всерьез обеспокоились тем, что регулярные зимние поставки российского газа в Европу находятся на грани срыва. Особое беспокойство вызывают те темпы, которыми Киев отбирает топливо для нужд украинских ЖКХ из своих подземных газовых хранилищ (ПХГ).
Российская сторона утверждает, что этот шаг может привести к рискам транзита в Европу в зимний период, однако украинские официальные лица утверждают обратное и заявляют, что все под контролем, «голубого топлива» в ПХГ достаточно — всем хватит, когда нужно будет. Однако уверенности в том, что обещанный фокус Украине удастся провернуть, когда вдруг придут холода, нет.
«Украинские коллеги начали отбор газа из ПХГ, когда зимний период еще не наступил. При таких темпах отбора к началу похолодания в ПХГ Украины может остаться около 14 млрд кубометров. Это катастрофа. В таких условиях транзит газа из России в зимних условиях невозможен по причине того, что газа в подземных хранилищах не хватит для компенсации отбора потребителями Украины», — заявил журналистам председатель правления «Газпрома» Виталий Маркелов.
Он также напомнил, что на текущий момент задолженность «Нафтогаза Украины» перед «Газпромом» ни много, ни мало — 1,3 млрд долларов.
Вполне вероятно, что к 2014 году Россия и Украина могут прийти, так и не решив ряд ключевых задач, связанных с обеспечением европейских потребителей топливом, что невольно спровоцирует новый виток «газовой войны», которая уже дважды случалась между двумя странами. В некоторой степени «Газпром», а вместе с ним и Россия, становятся заложниками ситуации, когда Украина, торгуясь с Евросоюзом и Москвой, пытается выторговать «кусок пожирнее».
«Понимая проблемы, с которыми сталкиваются украинские коллеги, «Газпром» всегда шел навстречу, и мы заплатили вперед за транзит газа через территорию Украины до января 2015 года. То есть деньги «Газпром» заплатил за транзит на более чем год вперед, чтобы у Украины была возможность оплачивать закупку российского газа», — сказал Маркелов.
Он с пониманием отнесся к положению украинских коллег, которые попали в тяжелое положение по оплате задолженности за топливо и полностью прекратили закачивать российский газ в ПХГ.
«Подача газа в Европу происходит через Украину на востоке и для потребителей Украины отбирается транзитный газ, подчеркиваю, транзитный газ с возмещением из подземных хранилищ, которые расположены на западе Украины. Украинские коллеги закачали в ПХГ в этом году всего лишь 17,6 млрд кубометров, что очень мало. И существуют высокие риски прохождения осенне-зимнего периода. Для бесперебойного транзита газа надо было закачать 21,5 млрд кубометров», — подчеркнул он.
Если еще недавно в Евросоюзе молча и даже беззаботно наблюдали за конфликтом между Россией и Украиной, то теперь, когда «зима катит в глаза», ситуация несколько изменилась. В Европе забеспокоились – никому не хочется оказаться в непростой ситуации.
«Мы получаем шквал звонков. Потребители в Европе обеспокоены сложившейся ситуацией. Все понимают риски. Ситуация серьезная. Мы готовы искать компромиссы и надеемся, что решение найдем», — добавил Маркелов.
Пока же «Нафтогаз» очень тяжело расплачивается с «Газпромом» за августовские поставки российского газа и даже признал октябрьские закачки в ПХГ Украины, хотя и частично. Но финансовая ситуация украинского газового холдинга ничуть не улучшилась, а на самой Украине российские средства убеждения и любимое российским руководством «газовое оружие» все еще всерьез не воспринимают – местным политикам «брюссельский пряник», наверное, кажется слаще, правда, не очень понятно, как они его будут потреблять, надев противогазы.
Считается, что «Газпром» поступает в отношении Украины достаточно жестко. Действительно, на Украине любят вспоминать и о долгосрочном кабальном для Киева контракте от 2009 года, и об угрозах многомиллиардных штрафов за недобор газа, которыми периодически грозит «Газпром». Однако…
А если рассмотреть ситуацию иначе?
Не все столь очевидно! Россия, например, могла и не давать скидку на закачку газа в украинские хранилища в 2013 году, которую с «барского плеча» Путина получил Киев. Да и юридически у «Газпрома» есть все основания обратиться в международный суд, ведь в контракте прописано, что принцип «бери и плати» подразумевает оплату за заранее оговоренные объемы «голубого топлива» — даже если они и не выбраны. Да пока никто еще и не подавал на Украину в суд! В конце концов, Украина хоть и жалуется на Россию, которая якобы душит ее экономику и мешает договориться о реверсе газа из Евросоюза, но отметим — в словах украинских политиков, кроме праведного гнева, много и лукавства. Москва далеко не так активно, как могла бы это сделать, вмешивается в газовые отношения Киева с соседями.
Все это говорит о том, что в России доводить Украину до банкротства особенно и не хотят – себе дороже выйдет, спасать ее придется всем миром, в том числе и России.
Но а если не платят: извечная российская дилемма по Чернышевскому – что делать? Регулярно идти на уступки — как-то не очень солидно. Да и не очень-то выгодно. Поэтому без жесткой риторики обойтись сложно.
С точки зрения бизнес-логики, резонно, конечно, переключиться в отношениях с Украиной на авансовые платежи. В настоящий момент «Нафтогаз» платит за газ по факту поставок, но в случае просрочки «Газпром» имеет полное право потребовать от Киева аванс. Сам же «Газпром» регулярно платит «Нафтогазу» за транзит в Европу! Но боязно как-то – вдруг Украина закусит удила и, подумав, что терять больше нечего, устроит большой переполох в период холодов. Тогда всем мало не покажется.
А ведь все можно было решить вполне цивилизованно. «Нафтогаз» регулярно получал чеки от «Газпрома» за транспортировку топлива – платил авансом, на несколько кварталов вперед. За год более 5 млрд долларов. Этих средств должно было на многое хватить – по крайней мере, часть из них «Нафтогаз» мог пустить на оплату за российский газ. Но, увы, на Украине решили распорядиться деньгами иначе.
Пытаясь заигрывать с украинскими гражданами, Киев не решился пойти на серьезные реформы – пусть и радикальные. Тогда пришлось бы поднимать цену на источники энергии, что не очень-то понравилось бы населению. Да и выборы уже, как говорится, на носу. Но без серьезных и достаточно жестких шагов реформировать экономику ни у кого не получалось, однако власти Украины сыграли в свою политическую игру — дали указание не поднимать цены на газ. Получилось, что «Нафтогаз» продавал топливо дешевле, чем его покупал. В результате украинский холдинг очутился в роли доброго «голого короля» — всем раздал, но обратно деньги с электростанций и поставщиков горячей воды для населения не получил. Попросил помощи у государства, но не тут-то было – в казне не только лишних денег нет, но и дыры в бюджете залатать нечем. В условиях-то экономической рецессии!
Недавно на Украине признали, что для полного реформирования страны понадобится несколько сотен миллиардов долларов. Где их взять? Допустим, МВФ и Евросоюз помогут, но будут делать они это долго и мучительно – никто таких деньжищ сразу не отвалит. А ведь Киеву они нужны здесь и сейчас! Снова тупик. Остался один выход – зверски торговаться, до посинения и с остервенением обреченного. И с Россией, и с Евросоюзом – да хоть с чертом лысым, лишь бы дали еще время подышать! Где будут выгоднее предложены условия сотрудничества – туда украинский флигель и наклонится. Но а что же-то делать с долгом «Газпрому» — «замылить» его без «потери лица» никак не удастся?
Но чиновники во всем мире – братия ушлая, вот и украинские не стали исключением. Пока они придумали схему, по которой решено выдать компаниям, работающим в сфере ЖКХ, специальные векселя — с погашением в ближайшие пять лет. Попросту говоря, коммунальщиков обязали погасить газовые долги этими векселями. В итоге «Нафтогаз» получит «бумажки», которые когда-то – и, скорее всего, не очень скоро! — погасят. Что, впрочем, очень сомнительно. А пока, дорогой и уважаемый «Нафтогаз Украины», сам разбирайся со своими финансовыми проблемами! Правда, сработает ли эта схема не очень-то и понятно – глядишь, на Украине еще чего-нибудь придумают! Пока лютые морозы не пришли.
Вот и приходится «Газпрому» выбирать из двух зол: праздновать пиррову победу или поставить под угрозу поставки российского газа в Европу. Очевидно, что стороны все-таки попытаются каким-то образом замять конфликт – в противном случае праведный гнев европейских потребителей «голубого топлива» бумерангом вернется, больно ударив и по России, и Украине.
Так что же может предпринять Украина в такой щекотливой для себя ситуации? На самом деле много чего.
Вполне вероятно, что украинские власти откажутся от подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом и договора о создании Зоны свободной торговли с ЕС в Вильнюсе 28 ноября 2013 года. Вполне вероятно, что Украина все-таки взвесила уже все «за» и «против» — и инициирует под благовидным предлогом перенос подписания соглашения на перспективу, поскольку в Евросоюзе не предложат механизмы, которые смогут компенсировать потери украинской экономики от предполагаемого разрыва торгово-экономических отношений с Россией. И дело даже не в Юлии Тимошенко, без освобождения которой чиновники ЕС не хотят видеть Украину в Европе и не соглашаются об ассоциации. Бывший украинский премьер в очередной раз станет заложницей политико-экономических интересов и… ширмой, за которую спрячут все то, что власти Украины не захотят показывать ни у себя в стране, ни в остальном мире. Но так Тимошенко сама же давно играла в подобные игры, пока не очутилась там, где она сейчас!
Ну а что касается оппозиции, которая наверняка выскажет свое «фи» и устроит какую-нибудь бучу, то с ней украинские силовики пока разобраться в состоянии. Как будет – бог весть, осталось подождать не так уж и долго.
|