-->
Доминирование импортных нефтепродуктов в стране в ближайшее время может пошатнуться. Конъюнктура рынка благоприятна для закупок у отечественных заводов. Правда, в борьбе за рынок нашим переработчикам придется поступиться ценами. С начала года импорт топлива резко пошел на убыль. В январе в страну прибыло лишь 112 тыс. т бензинов и 108 тыс. т дизельного топлива. Для сравнения, в прошлом году в Украину ежемесячно завозилось около 150-180 тыс. т бензинов и около 240-300 тыс. т дизтоплива. Эксперты связывают такое резкое сокращение количества импортных продуктов не только с общим падением спроса: «Традиционное сезонное затишье плюс спад потребления ввиду общего финансово-экономического кризиса привели к тому, что большинство трейдеров не видят смысла везти товар в такой мертвый рынок»,- говорит исполнительный директор UPECO Сергей Куюн. По его словам, из-за ненадежности спроса трейдер рискует получить выручку лишь по прошествии трех месяцев. Что мало приемлемо, поскольку все это время продолжают капать проценты по дорогому, взятому под 30-40%, кредиту.
В таких условиях работать с отечественными НПЗ стало выгоднее ввиду более кратких сроков поставок, по сравнению с импортными, а также гривневых контрактов. Если весной оживится спрос, то трейдеры будут биться за поставки с украинских заводов.
Сейчас же длинное плечо при импорте как никогда играет против трейдера. В первой половине прошлого года, когда стоимость топлива росла с каждой неделей, время играло на руку импортерам, и количество ввозимых продуктов, соответственно, росло. Теперь ситуация поменялась на противоположную. Например, из-за длительной транспортировки упали до минимума поставки дизтоплива из Казахстана, известные своей низкой стоимостью. Хотя в прошлом году, до введения запрета на экспорт нефтепродуктов, казахское дизтопливо занимало второе место среди импортных нефтепродуктов по объемам, уступая лишь российскому. «Товар в пути две недели, поэтому сейчас вялые поставки из Казахстана идут лишь под розничную реализацию», — констатирует господин Куюн.
Частично минимизация сроков транспортировки нефтепродуктов подвигла группу «Континиум» (сеть АЗС WOG) диверсифицировать каналы импорта. Для обеспечения своих автозаправок, большая доля которых сосредоточена в западных областях страны, компания предпринимателя Игоря Еремеева начала с этого года закупать небольшие объемы топлива у Гданьского НПЗ (входит в государственную группу «Лотос»).
До этого поставками польских нефтепродуктов (но с Плоцкого НПЗ, принадлежащего концерну PKN Orlen) занимался в основном «Галнефтегаз» (сеть АЗС «ОККО»), у которого также значительная часть заправок расположена на западе Украины.
Тем не менее пока соотношение импортных и отечественных продуктов не изменилось и по-прежнему составляет 50/50. В январе наши заводы всего выпустили около 284 тыс. т бензинов и 318 тыс. т дизтоплива, что сопоставимо с долей импорта. Правда, воспользоваться благоприятными условиями на рынке заводам пока не удается. Опускные цены у украинских производителей по-прежнему выше, чем у иностранных, что и заставляет трейдеров поглядывать в сторону внешних рынков. «Например, стоимость дизтоплива, которое сейчас идет из России и по трубе и танкерами, ниже, чем у наших заводов, в частности Кременчугского НПЗ», — отмечает замдиректора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев. Парадокс ситуации сейчас и в том, что при профиците ДТ на рынке (и за счет нереализованных остатков импорта, и за счет накопленных запасов на наших НПЗ), его розничная стоимость обросла за последний месяц огромной текущей наценкой. Если 18 января она составляла 8%, то сейчас — 34%.
По мнению экспертов, если ценовая политика заводов не поменяется, то количество импорта может начать рост благодаря внешним факторам. «Недавно российская ФАС, аналог нашего АМКУ, обвинила 251 российскую компанию в завышении цен на топливо. Если ФАС удастся заставить их снизить стоимость нефтепродуктов, тогда не исключено, что российские трейдеры переориентируются на рынок Украины и мы получим дополнительные объемы импорта с этого направления»,- рассуждает господин Рябцев.
|