Министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко вчера вновь приезжал в Москву, чтобы встретиться с главой «Газпрома» Алексеем Миллером. Пресс-служба российского концерна лишь сообщила, что беседа состоялась «в рамках подготовки визита председателя правительства РФ Владимира Путина на Украину». Премьер поедет туда 26 октября, чтобы вместе с украинским коллегой провести заседание комитета по экономическому сотрудничеству. Газовая тема обещает быть одной из самых острых: в повестке условия поставки газа в 2011 году, создание совместного предприятия между «Газпромом» и «Нафтогазом», а также урегулирование обязательств украинской стороны перед трейдером RosUkrEnergo, которые к тому времени, вероятно, будут окончательно подтверждены судами на Украине.
Москва готова снизить контрактные обязательства Киева по отбору газа в следующем году, но даже не рассматривает тему о пересмотре формулы цены, на чем настаивала украинская сторона. По информации «Времени новостей», речь идет о снижении планки «бери или плати» с 41,6 млрд примерно до 36 млрд кубометров (как и на 2010 год). Следует отметить, что по итогам девяти месяцев «Нафтогаз» закупил у «Газпрома» 22,8 млрд кубометров газа. Для выполнения соглашения ему предстоит оплатить в четвертом квартале около 13 млрд кубометров, что фактически соответствует докризисному уровню потребления. Между тем инициатива правительства Украины о внесении в транзитный контракт обязательств «Газпрома» по транспортировке газа отвергнута.
О перспективах совместного предприятия в опубликованном вчера интервью французской газете Le Figaro рассуждал президент Украины Виктор Янукович. «Мы обсуждаем с Россией создание совместной компании, но это не означает слияния двух структур («Нафтогаза» и «Газпрома». -- Ред.), -- цитирует его агентство УНИАН. -- То, что нас интересует больше всего, -- это возможность добывать газ на территории России и транспортировать этот газ в Украину. То, что интересует Россию, -- это иметь доступ к управлению газопроводами Украины. Мы готовы обсуждать эти вопросы с Россией».
Впрочем, пока предметного разговора не получается. Г-н Миллер еще в июне говорил, что концерн внесет в СП запасы газа, которые уравновесят вклад украинской стороны, имея в виду именно газотранспортную систему. Но продажа или передача ГТС в концессию (долгосрочную аренду) запрещена на Украине законодательно. Соответствующие поправки в закон «О трубопроводном транспорте», которые могут снять данную коллизию, лежат в Верховной Раде с начала лета, а дело с места так и не сдвинулось. Предыдущий опыт по созданию газотранспортного консорциума с Киевом не позволяет Москве верить словам.
Наконец, неизбежно приближается время расчета по долгу «Нафтогаза» перед трейдером RosUkrEnergo, которым на паритетных основаниях владеют «Газпром» и украинский предприниматель Дмитрий Фирташ. Летом в пользу RUE завершился международный арбитраж в Стокгольме, который обязал НАК вернуть трейдеру 11 млрд кубометров газа и еще 1,1 млрд кубометров добавить в качестве неустойки. Чтобы подтвердить это решение в украинской судебной системе, RUE осталось пройти всего одну инстанцию (Верховный суд, куда «Нафтогаз» подал кассацию).
Вопрос о том, как будет урегулирован этот долг, пока остается открытым, а положение Украины незавидным. На прошлой неделе директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан прозрачно намекнул украинским властям, что использовать для расчетов с RUE бюджетные ресурсы не стоит. «Я призвал бы правительство решить проблему безналично, иначе это приведет к сложностям бюджетного баланса. То есть если арбитражный суд вынес такое предписание (в пользу RUE), то его надо выполнить, чтобы не нарушать бюджетный баланс», -- сказал он. И портить отношения с МВФ, который в ноябре будет принимать решение о перечислении Украине второго транша стабилизационного кредита на общую сумму 15,4 млрд долл., в планы Киева явно не входит. Тогда же глава фонда попытался привлечь российское правительство к решению этой проблемы, мол «Газпром» является совладельцем трейдера. Но министр финансов Алексей Кудрин тут же подчеркнул, что это обязательства Украины, и за помощью к России она не обращалась.
Таким образом, возвращать долг надо газом. К окончанию сезона закачки в подземные хранилища «Нафтогаз» накопил в них 24,5 млрд кубометров газа, сообщил вчера журналистам заместитель главы правления компании Вадим Чупрун. Это самый низкий показатель за последние пять лет. И этот газ жизненно необходим зимой для того, чтобы сбалансировать работу украинской ГТС, обеспечить внутренний рынок в период холодов и выполнить обязательства по транзиту в Европу.
Нужно купить дополнительный объем газа. Причем без 100-долларовой скидки, которая действует на сырье, предназначенное для внутреннего рынка Украины (правительство РФ не взимает 30-процентную пошлину с этого газа). Но для этого опять-таки требуются деньги. По информации «Времени новостей», один из вариантов решения -- соглашение об авансовом платеже за транзит со стороны «Газпрома» на период до 2015 года включительно. Конечно, речь идет не о всей сумме за транспортировку на пять лет вперед (при нынешней ставке это около 15 млрд долл.), а только о той части, которая нужна «Нафтогазу» для покрытия обязательств перед RUE. С учетом того, что у RUE есть денежный долг перед украинским госконцерном на 1,5 млрд долл., а рыночная цена 12,1 млрд кубометров на европейском рынке около 4--4,5 млрд долл., разница составляет 2,5--3 млрд долл. (в зависимости от того, как договорятся). Именно такая сумма может пойти в зачет будущих услуг по транзиту. Сама сделка пройдет на бумаге. «Газпром» в этом случае получит гарантии транспортировки части объема по фиксированной ставке, как это было в рамках схемы по погашению старых украинских долгов за газ, а «Нафтогаз» -- топливо для выполнения обязательств перед RUE. После этого «Газпрому» с г-ном Фирташем останется решить, куда девать газ. Он может быть продан обратно в портфель «Газпром экспорта» либо поставлен на внутренний рынок, например на химические предприятия украинского предпринимателя. Вопрос лишь в цене и в том, как будет распределена прибыль. Впрочем, договориться о схеме в целом пока не удается.
|